red_balls (red_balls) wrote,
red_balls
red_balls

Categories:

"Я красную просил..." Иоланта в Центре Вишневской



Небольшая рецензия спустя неделю...

В то время, пока все прогрессивное человечество осматривало премьеру в Большом многострадальной Иоланты (которую театр, подобно Мичурину, несколько лет пытался скрестить в самых странных вариациях), прочие несознательные граждане в тот же самый день, в том же самом городе отправились смотреть ту же самую вездесущую Иоланту в совсем другое место. И, что характерно, тоже (почти) на премьеру. Что еще раз подчеркивает тот факт, что история о слепой принцессе пожалуй самая востребованная русская опера.

Речь идет о спектакле в Центре оперного пения имени Вишневской. В качестве особого бонуса первые два спектакля отдирижировал Дмитрий Юровский.
Я была на втором, 29 октября.

Само направление театра для меня осталось некоей загадкой. С одной стороны - все выступавшие, судя по биографиям, консерваторские дипломы уже получили и отправились в самостоятельное плавание. С другой стороны, хорошо видно, что диплом - это еще не все и большинство к сцене явно не готово. Когда выступление происходит в нормальном театре, то дебютанты как-то растворяются среди более опытных коллег. Спектакль же целиком исполненный "молодыми специалистами" оставил грустное впечатление. Я могла бы понять, коль речь шла о студентах. Но, уважаемые, а чему вас учили пять лет, если вы не справляетесь с партиями, если вы не знаете куда деть руки, роняете бутафорские мечи, если вы не можете отвести лишний раз взгляд от дирижера и потому боитесь уйти с авансцены, а дуэты исполняете, преданно глядя в оркестровую яму?

Сама постановка, понятно, в стиле академического реализма с поправками на возможности мини-театра.  Рисованный задник с облаками, рисованный занавес с кистями, мини-замок из папье-маше, два несчастных прожектора, бьющие в глаза и дорвавшийся до "бургундских" платьев и шляп художник по костюмам. На эту постановку надо заставлять приходить тех, кому всякие Тангейзеры и тд. кажутся слишком революционными и кто так мечтает о старой доброй опере. Вот она, во всей своей скукоте и нелогичности сюжета.

Режиссер, устраивая "душераздирающие" сцены по насильственной отправке Иоланты на операцию, забывает просто развести героев по нужным местам.
В качестве примера: сцена, где Водемон просит друга отказаться от невесты
- Роберт, мой друг, ведь ты хотел признаться.
- Не время, и не место.
Сколько видела вариантов, но это всегда разговор между двоими, иначе он теряет смысл. Здесь же: Роберт - в одном углу сцены, Водемон - в противоположном, между ними возвышается Рене и диалог идет сквозь короля. В семье владетелей Прованса не только слепая принцесса, но и глухой король?
Аналогично странно решена и ключевая сцена с розами. Одинокий красный куст в одной стороне, белый - в противоположной. И логично, что Иоланта срывает то, что рядом с ней...

Ну, и исполнение... Обычно, когда выбирается "жертва" для студентов, то исходят не от того, что хочется поставить, а от того, кто у нас есть. Логично, что для этой оперы в первую очередь нужна приличная Иоланта и приличный Водемон. А здесь? Очевидно логика была такая: что-то у нас слишком много басов-баритонов, что бы нам для них поставить?

Иоланта партию испонила очень неровно, но хоть как-то, Водемон же ее просто не вытянул, при том, что известный романс ему и так убрали... При этом свои вокальные данные Водемон пытался компенсироваться неким разудалым актерским нахальством, и лично для меня этот спектакль запомнился неголосистым, но неожиданно плейбоистым Водемоном. С другой стороны, почему бы и нет?

Лучшее впечатление осталось от второстепенных героев: врача, герцога, привратника (который на студента сильно не тянул) и короля.

Пожалуй король Рене оставил максимально лучшее впечатление, но очень мешала сильная зажатось исполнителя и немного школярское поведение, плюс общая проблема для молодых басов: басы в опере как правило, либо умудренные жизнью благостные старцы, либо умудренные жизнью негодяи, либо седые отцы разной степени нравственности, то есть подразумевается некая возрастная харизма, которой, понятно, еще нет. С другой стороны - это абсолютно временное явление, были б "кости, а мясо нарастет", от возраста и опыта никто никуда не уйдет и здесь, как раз именно басам, по-моему проще...

С персоналией по составу очень сложно, поскольку подробный и информативный сайт Центра не считает нужным вешать составы на спектакль. Нашелся только состав на 25 октября, судя по всему в общем на 29 он был тот же, но не полностью: в программке четко видела две корейские фамилии.
"Партию Иоланты исполнила Евгения Вуккерт, Водемона – Петр Сизов, Короля Рене – Кузьма Рыбалкин, Роберта – Станислав Ли, Эбн-Хакиа – Марат Мухаметзянов, Альмерика – Андрей Дудин, Бертрана – Михаил Бирюков, Марты – Анна Бондаревская, Бригитты – Анастасия Сорокина, Лауры – Виктория Каркачева. Возобновлением постановки  руководил главный дирижер Королевской фламандской оперы, Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Дмитрий Юровский. Режиссер возобновления – Валерий Маркин, ассистент режиссера – Лидия Токарская, хормейстер – Людмила Ерюткина."


Ну, и пару возмущенных слов по самому зданию театра. Я понимаю, когда не слишком удобным является историческое театральное здание. Но когда неудобным является новостройка!!! Созданная специально под оперный театр, а не приспособленная из кинотеатра или чьей-то усадьбы. Настолько идиотского размещение и организации мне еще не приходилось встречать. Ощущение, что проектировщики этого здания занимаются проектированием лоу-костов: отсидеть два часа Иоланты в скрюченном состоянии еще ладно, а если бы это было что-то типа Тристана и тд? Гардероб в подвале, куда ведут две узкие-преузкие лестницы. В зал ведет вообще одна лестница, также узкая, вторая перекрыта, потоки людей неизбежно пересекаются. В фойе столько места, что заставляет вспомнить вагон метро в час пик. Для того, чтобы пройти на боковое место, надо поднять человек двадцать. Не знаю, кто там проектировал, но для архитектора, который строил театральное здание "с нуля" это профнепригодность. Либо он просто ненавидит оперные театры и тех, кто туда ходит.

ЗЫ Небольшое ехидство:
а если бы в саду у Иоланты цвели бы только такие розы?


Tags: опера
Subscribe

Posts from This Journal “опера” Tag

  • Лючия ди Ламмермур / Новая опера

    В мои школьные годы была такая странная оценка - "См.". И не поймешь: хорошо или плохо. Вот сегодня на "Лючии ди Ламмермур" в…

  • Путешествие в Реймс. Большой театр

    Вчера посмотрела свою самую неожиданную и самую ожидаемую премьеру этого сезона. Россини "Путешествие в Реймс", историческая сцена…

  • Война, мир и семейные проблемы на венецинском Кипре...

    Довольно резко и шумно открыла свой оперно-театральный сезон, сходив подряд на два замечательных спектакля: 14 сентября - "Война и мир"…

  • (no subject)

    Большой театр изменил правила продажи билетов, введя новое понятие - "сертификат". В отличии от электронных билетов сертификат надо менять…

  • (no subject)

    Ребрендинг, реновация или рейдерство? Бывший Камерный музыкальный театр Покровского. Но я только "за"

  • Макбет / Немировичи

    У меня был сегодня день отрубленных голов... Сначала "любовалась" на них на выставке Верещагина, а вечером на премьерном спектакле…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments