red_balls (red_balls) wrote,
red_balls
red_balls

"Королева индейцев" Пёрселл / Пермский театр оперы и балета

Всегда восхищалась людьми, которые ценят и любят барочную музыку и способны отличить одну оперу Генделя от другой. Сие для меня недостижимо, но, понимая что это мои проблемы (а уж никак не Генделя), сознаю, что вкус не есть что-то неизменное, а закон перехода количества в качество по-прежнему действует.
Поэтому, покупая билеты на очередную Крещенскую неделю, не смогла пройти мимо "Королевы индейцев" Пёрселла.С одной стороны, не моя музыка и концертное исполнение, с другой - гастрольный спектакль Пермского театра оперы и балета, Курентзис, редкая опера - вообщем собралась.
И только опосля до меня стало что-то доноситься о номинации на Маску, что-то про общую шумиху и пр., но специально читать ничего не стала и тем неожиданнее стал результат.

Перед спектаклем специально отправилась пить кофе, дабы не заснуть на плече у соседа под монотонные стенания главгероев. Оказалось это было абсолютно напрасным действием, поскольку на спектакле с таким бешенным драйвом и энергетикой заснуть было невозможно. Боюсь, это серьезно расшатало мое понимание барочной оперы, я сильно профан в этом, но, подозреваю, что то, что было вчера на сцене в рамки традиционного исполнения (особенно вспоминая про модный тренд аутентичности) не умещается.

Опера не была закончена самим композитором, что традиционно развязывает руки постановщикам. Насколько я поняла и здесь Курентзис вместе с Питером Селларсом просто собрали совсем новую оперу, причем взяв (и похоже перетасовав) не только сохранившиеся куски Королевы индейцев, но дополнив их, в первую очередь, как мне показалось, религиозными гимнами (или как они там называются по-научному). Но они настолько великолепно легли в общую канву повествования, получились настолько органичными и, что называется, к месту, причем этому абсолютно не мешал текст (что меня удивляет до сих пор). И все это на фоне эскпрессивного монолога "за кадром", заменившим классические драматические диалоги. В качестве монолога зачитывался текст из современного романа, что придавало абсолютно другое звучание, меняя довольно архаичную конструкцию на абсолютно живую, энергичную, интересную, созвучную времени единую оперу. Получилась опера, которая в моем понимании барочной называться просто не может, это что-то абсолютно гениальное и абсолютно современное.

Не могу оценить в полной мере, но мне показалось, что звучание было отличным: хор, оркестр,  солисты - на удивление единое впечатление, впечатление согласованного четкого ансамбля. Все были абсолютно на месте, голоса - прямо заслушаться. Особенно запомнились два контр-тенора. Мне всегда кажется, что в партиях этого голоса всегда есть что-то напряжное, чрезмерное, на грани, здесь же - удивительная легкость, особенно у Винса И, а уж дуэт...

Немного растроилась из-за концертного исполнения, но, посмотрев фотографии постановки, а также учитывая, что доступна запись мадридского выступления, подумала, может оно и к лучшему...

Единственное "но". Сложновато было без синопсиса, не Кармен... В программке можно было хоть одним абзацем описать кто, куда, зачем. С другой стороны - давно я не смотрела оперу, не зная сюжета :)

Шикарная вещь. Огромное спасибо театру! Если еще будет возможность, схожу непременно - для меня это наивысшая оценка :))


  
21 декабря
Г. Пёрселл
«Королева индейцев»

Опера в концертном исполнении
Пермский театр оперы и балета на сцене театра "Новая опера", Москва

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Хормейстер Виталий Полонский
Солисты, хор и оркестр MusicAeterna
Действующие лица и исполнители:
Хунапу, герой майя/ озорной дух-близнец — Винс И (контратенор)
Текулихуатцин, королева индейцев, позже Донья Луиса — Джулия Баллок (сопрано)
Дон Педрариас Давила — Тим Лоуренс (Великобритания)
Донья Исабель, жена Дона Педрариа­са Давилы — Надежда Кучер (сопрано)
Дон Педро де Альварадо, конкистадор — Ноа Стюарт (тенор)
Шбаланк, герой майя/ озорной дух-близнец — Юрий Миненко (контратенор)
Шаман майя — Лютандо Кэйв (баритон)
Леонор — Мариткселль Карреро (США)
Tags: Новая опера, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments